Сейчас многие говорят про Lifelong Learning. Действительно, с одной стороны мы понимаем, что учиться придётся на протяжении всей жизни, молодое поколение уже живет в этой системе, и ответственность за собственное развитие и обучение лежит на самом человеке.
Но при этом пути непрерывного самообучения мы спотыкаемся об установки и попадаем в ловушки мышления.
В прошлом году на Reforum было одно из моих любимых выступлений от ingrp.ru на тему самообучения профессионалов, команд, компаний, и ловушек, которые сопровождают этот процесс.
Первый раз увидела такую структурированную информацию на эту тему.
Кратко остановлюсь на основных ловушках при саморазвитии человека:
На 1 этапе (аудит и самоанализ):
⁃ Ловушка данности. Когда человек опирается только на свои особенности, считает, что вот он такой, и ничего с этим не сделаешь. Среди руководителей очень часто это встречаю))
⁃ Ловушка Джохари. Когда у человека есть слепые зоны о своих сильных и слабых сторонах. Один из моих любимых инструментов, когда нужно расширять осознанность
⁃ Ловушка изоляции (Тунец в собственном соку- классная метафора). Очень часто так бывает, когда варишься в одном небольшом информационном поле, и на фоне низкой осведомлённости есть ложное ощущение собственной компетенции
На 2 этапе (постановка целей и планирование развития):
⁃ Ловушка Даннинга-Крюгера. Этот эффект виден, когда человек с низкой квалификацией и небольшим опытом считает себя крутым специалистом. А при повышении своего профессионализма, эта уверенность сильно снижается
⁃ Ловушка непогрешимости. Это про страх признать, что ты что-то не знаешь, не умеешь, непризнание собственного несовершенства. Бывает так, что лучше я не буду в себе копаться и развиваться, а то придётся признать, что я что-то не знаю, и для этого учусь
⁃ Ловушка инструментария. Про проблемы выбора инструмента и ресурса для развития. Совсем необязательно, что книга, тренинг или конкретный ментор, которые помогли одному человеку, также хорошо зайдут для другого
На 3 этапе (формирование и применение новых навыков):
⁃ Ловушка ожиданий. Когда мы разочаровываемся от процесса или результата, который сами себе нарисовали, а он оказывается другим. Ох уж эти наши додумки))
⁃ Ловушка опыта. Очень сложно взрослому человеку перестроить свои программы с привычного опыта на новые навыки, в этом случае возникает внутренний конфликт
⁃ Ловушка биохимии. Оказывается, мозг от природы ленив и стремится к энергосбережению. А тут его какие-то внешние факторы заставляют учиться и развиваться.
У самообучающихся команд есть свои ловушки. Про это тоже классно рассказали.
Но сначала давайте разберёмся в своих индивидуальных настройках.
Найдите свои ловушки.
Но при этом пути непрерывного самообучения мы спотыкаемся об установки и попадаем в ловушки мышления.
В прошлом году на Reforum было одно из моих любимых выступлений от ingrp.ru на тему самообучения профессионалов, команд, компаний, и ловушек, которые сопровождают этот процесс.
Первый раз увидела такую структурированную информацию на эту тему.
Кратко остановлюсь на основных ловушках при саморазвитии человека:
На 1 этапе (аудит и самоанализ):
⁃ Ловушка данности. Когда человек опирается только на свои особенности, считает, что вот он такой, и ничего с этим не сделаешь. Среди руководителей очень часто это встречаю))
⁃ Ловушка Джохари. Когда у человека есть слепые зоны о своих сильных и слабых сторонах. Один из моих любимых инструментов, когда нужно расширять осознанность
⁃ Ловушка изоляции (Тунец в собственном соку- классная метафора). Очень часто так бывает, когда варишься в одном небольшом информационном поле, и на фоне низкой осведомлённости есть ложное ощущение собственной компетенции
На 2 этапе (постановка целей и планирование развития):
⁃ Ловушка Даннинга-Крюгера. Этот эффект виден, когда человек с низкой квалификацией и небольшим опытом считает себя крутым специалистом. А при повышении своего профессионализма, эта уверенность сильно снижается
⁃ Ловушка непогрешимости. Это про страх признать, что ты что-то не знаешь, не умеешь, непризнание собственного несовершенства. Бывает так, что лучше я не буду в себе копаться и развиваться, а то придётся признать, что я что-то не знаю, и для этого учусь
⁃ Ловушка инструментария. Про проблемы выбора инструмента и ресурса для развития. Совсем необязательно, что книга, тренинг или конкретный ментор, которые помогли одному человеку, также хорошо зайдут для другого
На 3 этапе (формирование и применение новых навыков):
⁃ Ловушка ожиданий. Когда мы разочаровываемся от процесса или результата, который сами себе нарисовали, а он оказывается другим. Ох уж эти наши додумки))
⁃ Ловушка опыта. Очень сложно взрослому человеку перестроить свои программы с привычного опыта на новые навыки, в этом случае возникает внутренний конфликт
⁃ Ловушка биохимии. Оказывается, мозг от природы ленив и стремится к энергосбережению. А тут его какие-то внешние факторы заставляют учиться и развиваться.
У самообучающихся команд есть свои ловушки. Про это тоже классно рассказали.
Но сначала давайте разберёмся в своих индивидуальных настройках.
Найдите свои ловушки.